графа "род занятий"
Полина Балашова и Марина Казакова о первых столах, советской мебели и американских ножках
Фотографии: Taisa Finskaya
Полина: В один прекрасный день, где-то летом 2011, встал вопрос о покупке мебели в новую квартиру. Покупать итальянскую мебель дорого и долго, а во всем известном шведском мебельном гиганте не хотелось. И вот пришла идея нарисовать недостающие предметы и попробовать произвести их в Москве. Когда возникла идея, сразу же пояились и люди, которые помогли ее реализовать на своем производстве.

Большая часть мебели в квартире все равно "Икея", но какие-то мелочи мы хотели сделать по своим эскизам: маленький столик, полочка, книжный шкаф небольшой, который мы нигде не могли купить.
Самыми первыми в производство пошли столики. Мы их нарисовали от руки карандашом с нашим представлением о правильных пропорциях (ни у кого из нас не было никакого столярного опыта) и пошли на производство. Ребята тогда не занимались такой столяркой и штучным производством. До кризиса они работали с дорогими магазинами крупных брендов, производили для них оборудование. Но после кризиса заказчиков стало меньше, и производство стало простаивать. И тут как раз появились мы со своими чертежами и идеями.
Первый наш тираж был около 20 столов, которые мы сделали, собрав заказы по друзьям-знакомым. С этого момента и зародился наш мебельный бренд Woodi.
Первые столы, конечно же, у нас получились кривые-косые. Нам постоянно приходилось что-то докручивать, изменять, пока мы их не довели до ума. Оказалось, что столы делать не так уж и легко. Например, ножки для стола, которые мы нарисовали, найти в России не смогли, и нам пришлось заказывать их из Америки, что мы делаем и по сей день.
Столешница, шпон, МДФ, которые мы используем, – это все российские материалы, а какие-то приятные мелочи приходится заказывать из Европы и Америки. Кстати сказать, этот первый стол-прототип стоит в родовом гнезде, на даче у родителей.
Идея скандинавского дизайна на тот момент была очень популярна в Европе.
Я часто езжу во Францию, и там очень много блошиных рынков. Исследуя эти рынки, я заходила в уголки, которые продавали старую ретро мебель 50-60х годов. Мне показалось, что это хорошо будет принято и в России. Мне самой очень нравится мебель того периода, даже советская (у меня дома есть собранные чуть ли не с соседних помоек кресло и стульчики). Наверное, термин "скандинавский" больше собирательный, потому что нашу мебель я бы совсем скандинавской не назвала. Наши формы из 50х, а вот исполнение все же современное, и по цветам, и по качеству.
Марина: На российском рынке мебели сейчас очень интересная ситуация. Стали появляться небольшие компании, дизайнеры, которые делают интересные вещи. И конечно же, продолжают расти и развиваться гигантские русские мебельные производства. Меня очень радует тендеция, что обычный потребитель стал задумываться не только о функциональности покупаемой мебели, но и об эстетике ее внешнего вида. Например, у мебельного бренда "Дятьково", это русский производитель, в дизайне используются достаточно современные тенденции, и они делают мебель доступную по цене. Они используют хорошие цвета и качественные материалы. Мы были на специализированной выставке и случайно зашли к ним на стенд, и оказались приятно удивлены. Они большая компания и работают по всей России.

Мы, наверное, одни из самых активных новаторов мебельной культуры в России. Как правило, дизайнер выходит на рынок с 1 или 2 единицами, а мы стараемся максимально расширить ассортимент. У нас производятся столы, комоды, этажерки, полки, сейчас мы активно занимаемся мягкой мебелью и даже текстилем. Бренд Woodi постепенно перерождается. Когда-то мы занимались только мебелью, сейчас планы создать свой Woodi Dom. Мы хотим предоставить нашим покупателям базисные вещи, такие как мебель, и аксессуары – подушки, свечи, керамику, стекло…
Полина
Наша мебель относится к сегменту middle to premium, и на какие-то позиции у нас очень демократичные цены. Вот комод у нас очень дорогой в производстве, поэтому и цена на него ощутимо выше, чем в "Икее" (наш комод стоит 40 000 рублей, в "Икее" – 15 000 рублей). Но у нас совем другие материалы, другое качество. Это не тот комод, который ты через пару лет заменишь на новый. С точки зрения физической изнашиваемости, наша мебель достаточно живуча. И мне кажется, дизайн у нас настолько лаконичный, что он не будет смотреться странно через пару лет. Но конечно, это уже дело вкуса.
У нас классическая форма 50-60х, немного интерпретированная на современный лад с помощью материалов и покраски. Скоро у нас появится шикарный шкаф. Это стеллажная конструкция, которая является и тумбой для телевизора, и пространством для хранения книг, бокалов, всего остального. Он будет стоять вдоль стены.

Марина
Это такая а-ля стенка из советских времен. Кстати, изначально мы думали назвать компанию не Woodi, а "Этажерка". И мы долго жили с этой концепцией. У меня был список того, что нужно перво-наперво сделать: стенка, этажерка, секретер. Это была бы мебель из нашего детства, но в современном прочтении. Но потом мы отказались от этой идеи.

Полина
Марина
Оказывается, все очень ждут, когда же этот чудесный шкаф-стенка появится в продаже. Еще выяснилось, что все ждут от нас диван, кресло и что-то вроде шкафа-купе. Купить достойный шкаф для хранения вещей – целая проблема. В "Икее" очень небольшой выбор, а от классических шкафов-купе все устали.
Мы очень активно развиваемся. Сначала у нас был только Woodi Furniture, который постепенно перерастает в Woodi Dom. И сейчас у нас открывается Woodi Bureau, который будет заниматься брендингом и торговым оборудованием для ритейла. Достаточно часто в этом ответвлении мы используем мебель Woodi, но не всегда. Одни из ярких и интересных примеров уже реализованных первых проектов Woodi Bureau – это точки "Дабл Би" и магазин Adidas на корабле "Брюсов".
У меня за плечами 13 летний опыт в мерчендайзинге, оформлении торговых площадей, поэтому мне есть, где развернуться и применить накопленный опыт.
Марина
В России этот рынок все еще не сильно развит, поэтому спрос на эти услуги высокий. Мы для себя сформулировали одну из основных задач Woodi Bureau – показать русскому клиенту-ритейлеру, что с минимальными затратами можно сделать отличный интерьер для своей точки продаж, с правильным оборудованием, дизайном, зонированием, освещением… Многие русские ритейлеры считают это блажью, не понимая важность мерчендайзинга, теряя прибыли из-за неправильной навигации или плохого освещения.
Мы сейчас идем к тому, чтобы объединять под своим брендом разных ремесленников и творцов.
Марина: В основном это будут русские ребята, потому что талантливых мастеров у нас много, их просто нужно развивать и помогать им. Таким образом, мы хотим расширить линейку аксессуаров для Woodi Dom, добавить керамику, стекло, светильники.

Полина: Сами налаживать производство керамики мы, конечно же, не будем. Это очень затратно и долго. Я часто на behance нахожу талантливых ребят, кто делает посуду или еще что-то, списываюсь с ними, если мне нравится их идея, и предлагаю им сотрудничать с нами. И тогда либо он сам производит свои объекты, а мы продаем в рамках Woodi Dom, либо мы помогаем ему еще и с производством.
До последнего времени, я занималась абсолютно всем в компании, – от идеи создания предмета до его производства и продажи. С расширением бизнеса меня на все стало не хватать, и в нашей команде появился креативный директор, Марина. Также есть экономист-бухгалтер, и сейчас присоединился менеджер по продажам.
Полина
Марина
Над концепцией мы работаем вместе с Полиной. Мы вместе готовим техническое задание на новый предмет, исходя из анализа рынка и потребностей клиентов, подбираем референсы и картинки, далее подключается один из наших дизайнеров, который рождает до 3х концептов, мы выбираем один и отправляем конструктору с производства. Нередко бывает, что после оценки конструктора, концепт претерпевает изменения, меняется форма, материалы, какие-то элементы. Этот процесс обычно длится месяц, столько же требуется и на производство.
Полина
Свою мебель мы тестируем на производстве, создавая модель бытового использования, то есть, нагружаем, например, все полки в книжном стеллаже, оставляем на несколько дней и смотрим на поведение материала.
Был случай, когда мы первую модель журнального столика "Капля" топили в бассейне, чтобы изучить поведение лака после обильного попадания воды.
Вдохновение и идеи мы черпаем обычно из поездок, посещений мебельных выставок, журналов, интернета. Иногда бывает, что кино дает новое направление творческому потоку. Например, сериал "Безумцы", – там бесконечное количество прекрасной мебели: столиков, тумбочек… Можно делать принтскрины и разрабатывать. А еще нам очень нравятся интерьеры Веса Андерсона. Woodi близка такая стилистика.

Марина
Помимо мебели, меня вдохновляет искусство, классическое и современное, интерес пришел из прошлой работы (я работала представителем Американского Фонда Искусства и Образования в России) и профильного образования в МГУ (я закончила годовой курс "Арт-рынок"). Конечно же, путешествия и посещение профильных выставок. Кумиров в этой сфере у меня как таковых нет, но я активно слежу за скандинавскими брендами Norman Copenhagen, Muuto и BoConcept.

Полина
Марина: У нас в планах расширяться в Европу. Для этого мы участвуем уже второй раз в мебельной выставке в Лондоне, и ведем переговоры с производством в Германии. Производить мебель в России и везти ее в Европу очень проблематично. Во-первых, сложности с доставкой и таможней, во-вторых, у нас разные стандарты, например, того же МДФ.

Самая большая проблема, с которой постоянно приходится сталкиваться, это поиск хорошего производства. В штучном количестве в России почти что ничего нельзя произвести, потому что получается непомерно дорого. Даже на нашем производстве нельзя делать какие-то мелкие вещи, потому что там нет токарного станка. Иногда приходится подключать мастеров, кто может просто сделать несколько экземпляров, грубо говоря, в домашних условиях на своем станке. Но это исключительные случаи.
Сейчас все производственные процессы для изготовления мебели у нас уже отлажены. Раньше мне приходилось стоять рядом и за всем следить. Мы шлифовали вместе края, красили, морили шпон. За 3 года существования бренда мы выпустили достаточно много объектов мебели, но все равно мы не "Икея", и не стремимся ей стать. Например, комодов мы продали где-то штук 100, а столов ближе к 500. Наша мебель авторская, но произведенная фабричным методом.

Полина
При этом у нас есть возможность изменить цвет мебели по желанию заказчика без дополнительных затрат.
Это тоже удобная функция, которой часто пользуются наши клиенты. Возможно, в будущем было бы здорово сделать систему, когда ты на сайте можешь выбрать нужную столешницу, подходящие ножки, обивку и тому подобное. И человек будет чувствовать себя дизайнером и создавать свой уникальный диван, например.
Когда все только начиналось, страхов у меня абсолютно никаких не было.
Наверное, все дело в том, что я вообще ничего не знала о мебельном рынке в России, все начинала с нуля. Возможное, если бы я была экспертом в мебельном бизнесе, мои знания были бы преградой к открытию своего дела. После 3х лет работы можно уже сделать вывод, что бизнес развивается и набирает новые обороты и направления.
В процессе работы мы поняли, что для нас это не просто работа, за которую мы получаем деньги, это жизнь.
У нас как-то была встреча в Петербурге с друзьями, рабочий день уже закончился. Мы приготовили ужин у подруги, сидим общаемся за большим столом, и мы с Полиной продолжаем обсуждать какие-то рабочие моменты. И один человек не выдержал и спросил: "Сколько вы можете говорить о работе? Уже пошли которые сутки". И я ему ответила, что для нас это уже не работа, это то, чем мы живем каждый день. Когда мы едем в Европу на выходные, угадайте, чем мы занимаемся? Мы ходим по специализированным магазинам, выставкам, с кем-то общаемся, узнаем что-то новое. Это бесконечное развитие и постоянное вдохновение.

Марина
Made on
Tilda